Cеминар «Качество высшего образования в Беларуси глазами стейкхолдеров»

21 и 22 марта 2018 г. в БГЭУ состоялся II Международный семинар «Качество высшего образования в Беларуси глазами стейкхолдеров, который проводился в рамках проекта международной технической помощи программы ERASMUS+ «Содействие развитию компетенций в белорусском высшем образовании (FOSTERC)». Данный семинар стал совместным мероприятием проекта FOSTERC и Сети университетов регионов Балтийского моря (BSRUN).

Проект FOSTERC очень важен в контексте новой парадигмы образования, которая формируется сегодня в Беларуси и которая требует переосмысления содержания, методов и результатов обучения. И в этом плане зарубежный опыт может оказаться полезным. По этой причине идея провести семинар как совместное мероприятие проекта FOSTERC и Сети университетов регионов Балтийского моря оказалась плодотворной.

Семинар вызвал большой интерес у представителей научного и педагогического сообщества, экспертов в области образования, инновационных образовательных технологий, всех тех, кто заинтересован в реализации качественной подготовки выпускников высших учебных заведений. Он собрал представительную аудиторию: в его работе приняли участие свыше 80 представителей белорусских вузов и их зарубежных партнеров из Испании, Финляндии, Польши, России, Литвы, Латвии, Швеции, Германии, представители Офиса программы ЕРАСМУС+ в Республике Беларусь, МИД Финляндии, эксперты проекта Европейского союза «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси» и др.

С приветственным словом выступили проректор БГЭУ В.А. Хмельницкий, главный специалист Управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь Т.Н. Марийко, Глава Представительства Европейского союза в Республике Беларусь, посол Андреа Викторин, ведущий советник Секретариата Совета государств Балтийского моря Анна Брандт, Президент Сети университетов регионов Балтийского моря Кари Хиппонен и координатор проекта FOSTERC Адела Гарсия-Арасиль.

Вопросы, которые обсуждались на совместном мероприятии, носят актуальный характер в условиях интернационализации образования. Эксперты BSRUN продемонстрировали лучшие практики сотрудничества белорусских вузов с участниками Сети, сближающие учебные заведения и способствующие более плотному и эффективному вхождению отечественного высшего образования в ЕПВО. Представители Университета Турку Иринья Паакканен и Мари Лейно убедительно показали на примере своего университета, что мобильность является катализатором интернационализации. Заведующий кафедрой экономики и управления предприятиями и промышленными комплексами UNECON А.Е. Карлик обозначил сотрудничество СПбГЭУ и белорусских вузов в научной сфере как инструмент повышения эффективности экономики Союзного государства. Представитель Латвийского университета Илона Баумане-Витолина продемонстрировала возможности тиражирования опыта университетов Латвии и Эстонии в качестве активных участников инновационной экосистемы, а директор Международного экологического института им. А.Д. Сахарова С.А. Маскевич – новые образовательные проекты МСЭИ, ориентированные на развитие международного сотрудничества. Отдельно следует отметить доклад независимого эксперта в области Tracer Studies Гаральда Шомбурга (Германия), который ознакомил участников семинара с международным опытом изучения складывающейся карьеры выпускников вуза.

Создание новой парадигмы образования требует тесного взаимодействия всех групп стейкхолдеров, заинтересованных в подготовке квалифицированных работников, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и т.п. Поэтому вузы должны знать мнение своих стейкхолдеров. Самый результативный способ – это их опрос. С сентября 2017 г. по январь 2018 г. в Республике Беларусь в рамках проекта FOSTERC проводился опрос выпускников, преподавателей белорусских вузов и работодателей республики. Обсуждение результатов опроса было обозначено в качестве еще одной важной задачи совместного семинара. 

Особый интерес вызвал доклад Марии Бас (Университет Валенсии) и ее коллеги Хосе Гинеса Мора (Оксфордский Университет) о результатах опроса, которые выявили узкие места подготовки выпускников в контексте формирования компетенций как результатов обучения. В свою очередь, представители белорусских вузов-партнеров проекта дали подробный анализ мнений стейкхолдеров о качестве подготовки специалистов в республике. В частности, как работодатели оценивают соответствие содержания высшего образования требованиям рынка труда (Титович И.В., РИВШ) и качество подготовки выпускников (Дорина Е.Б., БГЭУ), как выпускники и преподаватели оценивают методы преподавания и обучения (Позняк А.В., БГПУ) и уровень сформированности компетенций (Ковальчук Т.А., БрГУ), обучение за рубежом (Рытов А.В., БГУ). Докладчики озвучили важность различных компетенций для разных групп стейкхолдеров (Белых Ю.Э., ГрГУ), показали, в какой мере программы обучения, предлагаемые вузом, помогают студентам овладеть компетенциями (Борейко Н.А., ПГУ), как осуществляется формирование компетенций у выпускников аграрного профиля (Свиридов А.В., ГрГАУ) и как используется компетентностный подход (Кошман М.Г., ГГУ). (Все презентации см. на сайте).

В заключение эксперты ЕС дали оценку результатов обучающих тренингов, которые проводились в белорусских вузах-партнерах в октябре-ноябре 2017 г. 
22 марта 2018 г. состоялась очередная рабочая встреча проекта, на которой обсуждались вопросы разработки студенто-ориентированной модели обучения на основе полученных данных опроса, подготовки материалов для ее реализации как эксперимента и процедура пилотирования (задание рабочего пакета WP 6; ответственный – Гомельский государственный университет).